Новости

Ассоциация отправилась в музей ГУФСИН — бывший Тюремный замок XIX века

«Если закрывается одна дверь, обязательно открывается другая».
Это философское наблюдение на территории тюрьмы приобретает новую палитру красок. Здесь действительно, чтобы войти в одну дверь, нужно закрыть другую. А если проходишь через охранный пункт, то в количестве не более трёх человек, что слегка насторожило. Ведь на этот раз Ассоциация отправилась в музей ГУФСИН — бывший Тюремный замок XIX века. Член Ассоциации Екатерина Броцман организовала, не побоимся этого слова, практически эксклюзивную экскурсию.
В музее всё сохранило отпечаток эпохи: начертанный на стене кандальный путь, камеры, даже фигура палача, у которого, кстати, была повышенная зарплата за тяжкий труд. Особенно впечатлила смирительная рубашка (да, именно так!) — спецодежда для буйных, которая сковывала сильнее с каждым движением. Изобретение ирландского врача Дэвида Макбрайда было популярно не только в психушках. Короче, сюда лучше не попадать.
А знали вы, что первоначально острог в Красноярске располагался на Острожной площади (ныне стадион «Локомотив») и только в 1850 году был перенесён на окраину города (!) на улицу Нижне-Тюремная (ныне улица Железнодорожников)? А ещё, оказывается, главное тюремное управление было связано с железнодорожным вокзалом подземными путями, чтобы незаметно для обычных людей направлять каторжан в тюрьму. Там даже телега могла проехать!
Но самое удивительное — тюремные «технологии». Ассоциация не могла пройти мимо вопроса о связях. В советском и постсоветском периоде среди заключённых внутренние коммуникации поддерживались с помощью «коней» и «пуль». И по верёвкам малявы (письма) передавались из камеры в камеру. Ээто была запрещённая связь, и «коней» постоянно уничтожали. Сейчас такой раритет можно увидеть только в музее.